Опубликовано: Июнь 25, 2012

КПП, коробка передач (коробка перемены передач, коробка переключения передач, коробка скоростей, КП, КПП, англ. Gear box)

КП транспортных средств предназначена для изменения частоты и крутящего момента в более широких пределах, чем это может обеспечить двигатель транспортного средства. Как правило, это относится к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), которые имеют недостаточную приспособляемость.

Коробка с шестернями

Трансмиссии грузовых автомобилей приходится работать в жестких рамках узкого (до 2000 об/мин) диапазона дизельного двигателя при кардинально изменяющейся нагрузке (от порожнего до полностью загруженного автомобиля). В результате число ступеней в коробке передач достигает двух десятков. Тогда как у легковых автомобилей передаточное число первой ступени (самой «тихоходной», но при этом самой тяговитой) зачастую не превышает и 4,5, при том, что у тягачей и 14 не является максимально достижимым. Порожние грузовики в основном трогаются с места со 2-3 передачи, а некоторые и с более высшей.


Так как приоритетная задача любого грузового автомобиля – транспортировка тяжёлых грузов, а не гонки по автобанам, поэтому в их КПП может отсутствовать повышающая (экономичная) передача, при том, что оных в легковых коробках может быть даже две.

Девяти – шестнадцатиступенчатая КПП грузовика в принципе представляет собой две или три состыкованные коробки. Основная коробка имеет 3-6 передач (конструктивно схожа с легковой). К основной коробке, исходя из специализации грузовика, могут быть пристыкованы делитель, а также демультипликатор.

Делитель располагается в передней части основной коробки, комплект его шестерен создаёт прямую, а также повышающую или же понижающую (в зависимости от характера работы) передачи. Он практически не увеличивает диапазон передаточных чисел в основном модуле, но при этом удваивает количество передач, создавая между существующими промежуточные ступеньки. Делитель позволяет равномерно распределять тягу силового агрегата даже на гружёном автомобиле, практически исключая ситуацию, когда мотор раскручен до ограничителя на текущей передаче, а при переходе на следующую ощущается нехватка тяги.

В задней части основной коробки (при необходимости) может быть пристыкован демультипликатор. Данный модуль образует полноценный понижающий ряд, расширяя при этом рабочий диапазон КПП (аналогичная схема применяется на легковых вседорожниках). Только «джипам» это необходимо для повышения проходимости, а вот грузовикам для увеличения «тяги» на низах при перевозке грузов.

Простая арифметика – пара двухступенчатых модулей умножает число передач в КПП на четыре. В основном грузовые коробки обходятся демультипликатором, при этом все три модуля (делитель/основная коробка/демультипликатор) встречаются только на самых тяжёлых грузовых автомобилях (например, отечественный агрегат ЯМЗ). А вот коробка КамАЗ-154 (10 ступеней) имеет только делитель. Применяться на современных моделях она может только при ограничении входного крутящего момента в 1100 Н.м.

Коробка передач, составляющая не монолитный агрегат, а три отдельных (состыкованных) модуля, позволяет адаптировать её под различные классы и модификации грузовых автомобилей, имея основную коробку с заданным набором передаточных чисел, а также делитель и демультипликатор. Подобная унификация позволила сократить номенклатуру запчастей, упростив при этом процедуру ремонта. В итоге снижаются производственные издержки, и увеличивается спектр агрегатов трансмиссии под различные нужды.

Дополнительным элементом, интегрированным в коробку, либо пристыкованным к её задней части может быть ретардер – узел, которые вы не встретите в легковом автомобилестроении. Агрегат является дополнением к рабочей тормозной системе, и предназначен для замедления грузовика на затяжных спусках.

Широкое распространение получили гидродинамические ретардеры, состоящие из расположенных (максимально близко друг к другу) на одной оси ротора и статора (лопатками внутрь). Статор неподвижен и зафиксирован на корпусе КПП, при этом ротор вместе с её валами постоянно вращается. Снижение скорости автопоезда происходит за счёт циркуляции значительного объёма масла в ретардере, при этом движение масла в ограниченном пространстве через лопасти дисков создаёт сопротивление для вращения ротора, что в свою очередь подтормаживает карданный вал. Несмотря на скромную массу ретардера (примерно 100 кг), тормозной момент, который он развивает, может превосходить крутящий момент мотора. Подача масла в замедлитель ведётся автономно, либо происходит его отбор из картера КПП.

Помимо гидродинамического, ретардер также может быть электромагнитным – в данном случае подтормаживание ротора осуществляется не с помощью масла, а под действием электромагнитного поля. В данном случае ратардер выполнен в виде электродвигателя, который работает в режиме генератора. Минусом подобной конструкции является значительная масса, а плюсом – возможность работы с минимальных оборотов (эффективность гидродинамического замедлителя напрямую зависит от скорости вращения карданного вала). Управляется ретардер подрулевым рычажком, положения которого соответствуют степени замедления.



От: Birukoff, Марценюк С.В.


Вам может быть интересно:







Скрыть комментарии (отзывы) (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------



« Вернуться

 

Форум - Грузовики, девушки, грузоперевозки -  у них много общего!

Самые популярные разделы

Магистральные тагачи
Дорожные самосвалы
 Автовышки
Грузовые автофургоны

 
- Тягачи - Самосвалы - Автовышки- Автофургоны

Американские грузовики - свободный дух и много других достоинств,

грузоперевозки по России и международные перевозки

 

 Глоссарий английских автотерминов

A B C D E F G H I K L M O P Q R S T U V W X Y Z

 Доп. термины

« AYC - Active Yaw Control (Активное управление курсом)Демультипликатор грузового автомобиля »