Опубликовано: Январь 16, 2012

Экономическая эффективность и основные технико-эксплуатационные показатели работы автопоездов

Потребности народного хозяйства нашей страны в перевозках грузов и пассажиров неуклонно возрастают. Поэтому повышение эффективности, обеспечивающее в первую очередь увеличение производительности подвижного состава й снижение стоимости перевозов одна из главных экономических и социальных задач на современном этапе развития нашего общества.

Производительность подвижного состава автомобильного транспорта зависит от его грузоподъемности и пассажиро-вместимости. И чем больше грузоподъемность и пассажиро-вместимость транспортного средства, тем выше его производительность.


Однако применение одиночных автомобилей большой грузоподъемности ограничивается несущей способностью дорожного покрытия, и поэтому самым реальным путем повышения производительности труда на автомобильном транспорте является расширенное применение автопоездов. Например, использование автомобилей с прицепами позволяет повысить производительность труда водителей в 1,5-2 раза.

Экономическая эффективность работы различных типов подвижного состава оценивается обычно приведенными затратами на автомобильные перевозки, которые представляют собой отношение суммы всех эксплуатационных затрат к среднегодовой производительности транспортного средства в тоннах или тонно-километрах.

Эксплуатационные затраты включают в себя расходы: на автомобильное топливо (бензин или дизельное топливо), эксплуатационные материалы (моторные и трансмиссионные масла, консистентные смазки, охлаждающие жидкости и др.), на техническое обслуживание и текущие ремонты подвижного состава, на автомобильные шины, на заработную плату водителей, на амортизацию транспортных средств, на отчисления на капитальные ремонты и затраты на погрузочно-разгрузочные работы, а также накладные расходы.

Нетрудно заметить, что автопоезд в составе автомобиля-тягача и прицепа будет экономически значительно эффективнее одиночного автомобиля, поскольку грузоподъемность автопоезда в 2 раза выше грузоподъемности одиночного автомобиля, но стоимость прицепа значительно ниже стоимости автомобиля и, следовательно, отчисления на амортизацию и ремонт автопоезда меньше, чем те же затраты при использовании вместо него двух автомобилей. Техническое обслуживание и ремонт прицепа менее трудоемки, а поэтому расходы на эти цели у автопоезда также меньше.

На работу автопоезда расходуется меньше топлива и эксплуатационных материалов, чем на работу двух автомобилей, а водитель автопоезда получает заработную плату больше, чем водитель одиночного автомобиля, но меньше, чем два водителя одиночных автомобилей.

Высокая производительность при меньших эксплуатационных затратах - эти экономические показатели - и определили широкое распространение автопоездов на перевозках самых разнообразных народнохозяйственных грузов и пассажиров.

Для планирования, учета, а также анализа эффективности использования транспортных средств установлена система, включающая в себя значительное число показателей, позволяющих довольно полно оценить результаты работы подвижного состава автомобильного транспорта.

К числу основных показателей использования автопоездов относятся:

коэффициент технической готовности, который характеризует возможность автопоезда осуществлять перевозки. Для отдельного автопоезда этот коэффициент за какой-либо период определяют делением числа дней, в течение которых автопоезд находится в исправном состоянии, на общее число календарных дней в этом периоде. Например, в июне, насчитывающем 30 календарных дней, автопоезд был в исправном состоянии 26 дней. Тогда коэффициент технической готовности ат = 26:30 = = 0,856;

коэффициент выпуска, характеризующий степень использования технически исправного автопоезда (парка подвижного состава). Для отдельного автопоезда за какой-либо период коэффициент выпуска определяют делением числа дней, в течение которых автопоезд находился в эксплуатации, на общее число календарных дней в этом периоде. Например, в июне автопоезд находился в работе 23 дня. Следовательно, коэффициент выпуска автопоезда ав = = 23:30 = 0,766. Наибольшее значение коэффициента выпуска равно коэффициенту технической готовности;

коэффициент использования грузоподъемности, который характеризует степень использования номинальной грузоподъемности автопоезда. Для одиночного автопоезда он определяется отношением количества груза, фактически перевезенного, к номинальной грузоподъемности автопоезда, т. е. количеству груза, которое можно было бы перевезти при полном использовании грузоподъемности. Например, автопоезд в составе автомобиля-тягача КамАЗ-5410 и полуприцепа ОдАЗ-9370, имеющий номинальную грузоподъемность 13 700 кг, совершил ездку с грузом промышленного оборудования общей массой 10 500 кг. Коэффициент использования грузоподъемности. 7СТ = 10 500: 13 700 = 0,767.

Коэффициент использования грузоподъемности может быть рассчитан за одну ездку или за смену. В этом случае его определяют делением общего количества фактически перевезенного груза на произведение номинальной грузоподъемности автопоезда и количества ездок, совершенных автопоездом за смену;

коэффициент использования пробега, характеризующий степень эффективности пробега автопоезда, т. е. позволяющий определить удельный вес пробега автопоезда с грузом в общем его пробеге. Для одиночного автопоезда его рассчитывают за одну ездку, а также на смену. Например, автопоезд в составе автомобиля-тягача МАЗ-5335 и прицепа МАЗ-8926 в течение смены совершил общий пробег 220 км, из которого с грузом 175 км.

Коэффициент использования пробега, характеризующий степень эффективности пробега автопоезда, т. е. позволяющий определить удельный вес пробега автопоезда с грузом в общем его пробеге. Для автопоезда его рассчитывают за одну ездку, а также за смену. Например, автопоезд в составе автомобиля-тягача МАЗ-5335 и прицепа МАЗ-8926 в течение смены совершил общий пробег 220 км, из которого с грузом 175 км. Коэффициент использования пробега 7=175:220 = 0,79.

Средняя техническая скорость движения, которая определяется отношением пробега автопоезда в километрах за данный период ко времени движения в часах за тот же период.

Средняя эксплуатационная скорость движения, определяемая отношением пробега автопоезда в километрах ко времени пребывания автопоезда в наряде. Эксплуатационная скорость всегда ниже технической, так как при определении первой учитывают также различные эксплуатационные простои автопоезда за время его нахождения в наряде. Например, автопоезд в составе автомобиля-тягача МАЗ-5335 и прицепа МАЗ-8926 за смену совершил пробег 220 км и находился в наряде 3 ч, из которых в движении был 5 ч.

Средняя техническая скорость ит = 220:6,5 = 34 км/ч; средняя эксплуатационная скорость иэ = 220:9,3км/ч.

Производительность автопоезда, определяемая количеством груза, перевезенного им за одну ездку или смену работы. Производительность автопоезда за одну ездку определяется произведением номинальной грузоподъемности автопоезда на коэффициент использования грузоподъемности за эту ездку.

 




От: Васильев А.,  4887 просмотров



Вам может быть интересно:



-

Скрыть комментарии (отзывы) (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Охрана труда при техническом обслуживании и ремонте прицепов и полуприцеповПрогрессивные способы использования автопоездов в грузоперевозках »

Внимание! На этой странице не производится продажа грузовиков новых или бу. Раздел куплю/продам в подготовке к запуску! Информация носит ознакомительный характер. Точные характеристики того или иного грузового автомобиля можно узнать только в специализированных центрах!

Ваши заявки на покупку грузовых автомобилей, а также спрос/предложение на запчасти на открытом форуме rh2.ru >>

 

Американские грузовики - свободный дух и много других достоинств,

грузоперевозки по России и международные перевозки