Опубликовано: Январь 17, 2012

6.3. Управление автопоездом в различных дорожных условиях

При движении по дорогам вне населенных пунктов или по улицам населенных пунктов автопоезд создает определенные неудобства для движения других транспортных средств. Поэтому от водителя автопоезда требуется четкое и строгое соблюдение «Правил дорожного движения» и умение правильно оценивать дорожные, метеорологические и другие условия, которые могут влиять на приемы управления автомобилем, а также безопасность выполнения маневров (обгон, объезд, повороты и др.).

Движение по труднопроходимым участкам дороги и преодоление препятствий.

При движении но мокрой грунтовой профилированной дороге из-за неправильного управления может возникнуть боковое скольжение колес, которое приведет к заносу и складыванию автопоезда, особенно в том случае, когда профилированная дорога будет иметь значительный поперечный уклон. Двигаясь по такой дороге, необходимо вести автопоезд по ее гребню и использовать имеющуюся колею, соблюдая осторожность.


Необходимо помнить, что у автомобилей-тягачей КамАЗ нельзя долгое время удерживать рулевое колесо в крайних положениях, например, для вывода управляемых колес из глубокой колеи. В этом случае в насосе гидроусилителя рулевого механизма образуется циркуляция масла по замкнутому контуру, масло перегревается, вызывая преждевременный отказ насоса в работе.

Для преодоления труднопроходимых участков небольшой протяженности следует использовать инерцию автопоезда и проходить такой участок с разгона, без переключения передач, поворотов и остановок*. Если такие участки имеют большую протяженность, их следует преодолевать на пониженной передаче.

Перед преодолением водных преград необходимо тщательно выбрать место: проверить глубину брода и состояние грунта на всем его протяжении. Съезды к броду и выезды из него должны быть пологими и не иметь поворотов. Брод необходимо переезжать на низшей передаче при равномерной скорости движения. Переключения передач и остановки недопустимы. После выезда на противоположный берег следует проверить действие тормозов и при необходимости просушить тормоза, несколько раз притормаживая автопоезд на ходу.

Движение на подъемах и спусках. Короткие подъемы на дорогах с твердым покрытием, если они хорошо просматриваются, следует преодолевать на прямой передаче с разгона.

Скользкие подъемы во избежание буксования ведущих колес, заноса или сползания автопоезда следует преодолевать на пониженной передаче, выбранной заранее, равномерно при постоянной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Переключать передачи и изменять скорость движения при преодолении такого подъема не следует.

Крутые или затяжные подъемы следует преодолевать на низшей передаче коробки передач, на понижающей передаче раздаточной коробки (у автомобилей-тягачей КрАЗ и МАЗ-509) или низшей передаче делителя (у автомобиля-тягача КамАЗ). Передача выбирается в зависимости от длины подъема, его крутизны и массы автопоезда. Выбранная передача должна обеспечить преодоление всего подъема без переключения передач в процессе движения. Движение на затяжном подъеме должно быть равномерным, без остановок и поворотов.

На спусках скорость движения автопоезда выбирается с учетом состояния дорожного покрытия, крутизны спуска и его протяженности. При движении на спусках и при движении накатом ни в коем случае нельзя выключать двигатель автомобиля-тягача, так как одновременно выключаются компрессор пневматической системы автопоезда и гидроусилитель рулевого привода.

Для замедления скорости движения автопоезда на спуске следует использовать вспомогательную тормозную систему или тормоз-замедлитель. При необходимости можно притормаживать автопоезд рабочей тормозной системой (колесными тормозами).

Вождение в зимних условиях.

Вождение автопоезда в зимних условиях требует от водителя особой осторожности. Накатанный снег, покрывающий дороги, уменьшает коэффициент сцепления шин с дорогой и в несколько раз увеличивает опасность бокового заноса автопоезда как на поворотах, так и во время торможения по сравнению с движением по дороге, свободной от снега.

Еще большая вероятность заноса и складывания автопоезда возникает при езде по обледенелой дороге. В этих случаях между транспортными средствами должна быть увеличена дистанция. Автопоезд необходимо вести без рывков, со скоростью, обеспечивающей безопасность движения. Во время движения по скользкой зимней дороге недопустимы резкие повороты рулевого колеса, резкое торможение, а также резкое уменьшение подачи топлива, так как все это вызывает занос автопоезда.

При заносе автопоезда необходимо плавно уменьшить подачу топлива, одновременно поворачивая управляемые колеса автомобиля-тягача в сторону заноса, и не выключать сцепление. Для выравнивания автопоезда следует плавно увеличить подачу топлива.

Тормозить на скользких и обледенелых дорогах следует только двигателем (у автомобилей-тягачей КамАЗ - вспомогательной тормозной системой) или тормозными механизмами прицепа (полуприцепа). В исключительных случаях допускается затормаживать движение автопоезда рабочей тормозной системой методом прерывного торможения, при котором для избежания блокировки колес автопоезда и движения «юзом» водитель должен воздействовать на тормозную педаль резкими короткими нажатиями. Прерывистое торможение необходимо осуществлять при включенном сцеплении. У автомобилей-тягачей КамАЗ при движении по скользким дорогам необходимо включать блокировку межосевого дифференциала, которая позволяет улучшить тяговые качества автопоезда на таких дорогах.

Зимой на загородной дороге часто лежит рыхлый глубокий снег. При заезде на такую обочину может произойти занос автопоезда или его затягивание в глубокий снег. Необходимо учитывать, что затягивание произойдет тем скорее, чем выше скорость движения автопоезда. Поэтому совершать обгон на узких участках такой дороги можно только тогда, когда водитель полностью уверен, что обочина покрыта плотным, укатанным снегом. При разъездах, чтобы избежать затягивания в снег или кювет, необходимо снижать скорость автопоезда.

По глубокому снегу автопоезд необходимо вести на пониженной передаче, следя, чтобы не было пробуксовки колес. Движение должно быть равномерным, без крутых поворотов управляемых колес и остановок автопоезда. Если началось буксование колес, то для продолжения движения необходимо применять раскачку автопоезда. Если несколько попыток не помогли преодолеть участок буксования колес, то необходимо прекратить раскачку и расчистить от снега дорогу перед колесами автомобиля-тягача.

Зимой в результате изменения атмосферных условий часто изменяются и дорожные условия. Заморозки после оттепели или сильный снегопад, покрывший обледенелую дорогу, создают особенно опасные условия для движения. При езде по таким дорогам водитель автопоезда должен быть особенно внимателен и осторожен.



* Поскольку сочлененные автобусы эксплуатируются в основном в условиях города, то приведенный ниже материал относится только   к   управлению   грузовыми   автопоездами.



От: Васильев А.,  8944 просмотров



Вам может быть интересно:



-

Скрыть комментарии (отзывы) (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Управление автопоездом в различных режимах движенияБезопасность дорожного движения и техника безопасности при работе на автопоездах »

Внимание! На этой странице не производится продажа грузовиков новых или бу. Раздел куплю/продам в подготовке к запуску! Информация носит ознакомительный характер. Точные характеристики того или иного грузового автомобиля можно узнать только в специализированных центрах!

Ваши заявки на покупку грузовых автомобилей, а также спрос/предложение на запчасти на открытом форуме rh2.ru >>

 

Американские грузовики - свободный дух и много других достоинств,

грузоперевозки по России и международные перевозки