Я, водитель-частник, вожу уголь из карьера на собственной машине. У меня КамАЗ «совок» с самосвальной тележкой двадцати лет от роду. И возраст начал давать о себе знать, поначалу мирился с поломками, но вскоре моё терпение иссякло.
Я решил менять свою рабочую лошадку на более выносливую и комфортабельную. Бюджет задуманного мероприятия ограничивался двумя с небольшим миллионами рублей. Сразу оговорюсь, из отечественной техники рассматривал только новые экземпляры, потому как б/у у меня своё есть. Но подходящий мне аппарат: КамАЗ грузоподъёмностью 14,5 тонн, 6х4 стоил около двух с половиной миллионов, которые я не был готов за него заплатить. Дальше решил рассмотреть сцепки: американский тягач плюс наш самосвальный тонаровский полуприцеп. Подведя калькуляцию, ужаснулся - меньше чем с тремя миллионами даже не подходи. Остались только китайские самосвалы. Как я не хотел, как сопротивлялся, но с моим-то бюджетом, как оказалось, выбирать не приходится. Выбор конечно огромен, но мне требовались строго определённые характеристики автомобиля: большой объём кузова и приличная грузоподъёмность, плюс экономичность дизеля.
Выбрал самосвал ХОВО с колёсной формулой 10х6. Да, на дороге такого мастодонта не часто встретишь. Потому как трудовые будни таких грузовиков проходят на технологических дорогах различных карьеров. Шутка ли - паспортная грузоподъёмность ни много, ни мало 45 тонн, а объём кузова почти 28 кубов. За эту прелесть я заплатил два миллиона двести восемьдесят тысяч рублей.
Когда первый раз сел за руль, думал, месяц здесь буду осваиваться, ан нет, километров через 12 я уже уверенно с ним управлялся, несмотря на то, что его длина около 11 метров. До карьера добрался без происшествий, даже сотрудники ГИБДД ни разу не тормознули, испугались, наверное.
На следующий день мы с ХОВО включились в работу. Поначалу грузили в него положенные 45 тонн, но уголь едва занимал две трети кузова. Немного посомневавшись, я решил, что грузить будем полный кузов, потому как запас прочности у автомобиля был как минимум двойной. Засыпав полный кузов угля, поехал на весовую, дабы убедиться в своей правоте. Как оказалось, в ХОВО входит 60 тонн угля, и при этом задняя тележка даже не просела. Так и стал возить по 60 тонн, тем более, что доход у меня не от количества ходок, а от тоннажа груза, перевезённого на километр.
По комфорту в кабине могу сказать следующее: отечественные грузовики в сравнение не идут (после целого дня карьерных гонок не чувствуешь себя уставшим и измученным, а это главное).
На зиму я установил автономку (вебасто), а также врезал в топливную магистраль фильтр - сепар, солярка-то всякая может попасться. По расходу, укладываюсь в 40-45 литров дизеля на сотню, что считаю отличным результатом, когда «за спиной» практически вагон угля.
Советую соблюдать скоростной режим. Машина, конечно, зверь и 336 лошадей позволяют даже гружёному нестись под 80 км/ч, но из-за высокого центра тяжести можно и «на бок лечь». Я же приноровился и катаюсь со скоростью 55-60 км/ч. Разгоняется ХОВО уверенно, а перебирать передачи лёгким короткоходным рычагом одно удовольствие, управление практически легковое.
Эксплуатирую ХОВО 7 месяцев, за это время два раза менял сцепление и тормозные колодки, такие расходы исключительно из-за моего «перегруза», но они ничтожны, в сравнении с прибылью, которую грузовик мне приносит.
В заключение хотелось бы посоветовать данный автомобиль всем, кто умеет считать деньги и ищет недорогой, но очень трудолюбивый грузовик.