Логистические терминалы нынче являются ключевым элементом в сфере грузоперевозок. Их главное отличие от обычных терминалов, которые могут находиться в любом месте страны, в том, что грузы до момента отправки располагаются в приграничной зоне. Кроме того, терминал таможенных товаров обязан находиться от главной дороги на расстоянии, не превышающем два километра. ТЛТ, в комплекс которого
входят складские и административные помещения, предназначен под временное хранение грузов, требуемое для подготовки необходимых документов, позволяющих дальнейшему его перемещению в пределах страны.
В зависимости от количества транспортных средств, которые одновременно могут находиться в терминале, то есть от его транспортно-пропускной способности, все таможенные терминалы разделяют на три категории. Так, в объекте первой категории одновременно могут размещаться 300 и более транспортных единиц. Вторая категория терминалов предназначена для расположения от 50 до 300 транспортных средств, а в третьем случае количество грузовых авто, хранящихся в ней, не должно превышать пяти десятков единиц.
Все терминалы разделяют на две категории –
таможенные и
коммерческие. Суть работы таможенно логистического терминала – это контроль за перевозимыми грузами. В его ведении также находятся помещения для хранения грузов и стоянки транспортных средств, он же предоставляет в аренду офисные и складские помещения. Коммерческие терминалы предлагают и оказывают более широкий спектр услуг. Это логистические услуги по оформлению сопутствующей документации на грузоперевозки, непосредственная транспортировка грузов, их хранение и складирование. В любом из терминалов обязательно должен присутствовать таможенный пост, который размещается оптимально близко к пункту пропуска грузов.
Инфраструктура таможенно-логистического терминала направлена на быстрое и качественное транспортирование любых грузов. Она состоит из комплекса административных зданий, складских помещений, лабораторных помещений, а также холодильных камер, оборудования для взвешивания и сканирования грузов, его погрузки и разгрузки, центра анализа добытых данных и их передачи, отдела таможенного оформления. Есть обеспечение системами
сигнализации, пожарной безопасности, и видеонаблюдения. Сюда же входит и подведомственный терминалу
комплекс авто-, водно-, железнодорожных соединений и зданий. Для реализации эффективной деятельности таможенного контроля на ТЛТ могут располагаться научно-исследовательские учреждения. К социальному комплексу относят гостиницы, отели, рестораны, стоянки, пункты быстрого питания, заправки, страховые и брокерские компании, размещенные на территории таможенно-логистического терминала. На большинстве ТЛП организованы посты санитарного и ветеринарного контроля.
Склады терминалов имеют следующие разновидности: холодильные помещения, склады временного хранения грузов и таможенные склады. Холодильные склады предназначены для грузов, которым для их дальнейшего успешного хранения необходимы температура от +4 до -25 град. Как правило, к подобным товарам относят продукты питания и другую быстропортящуюся продукцию. В складах временного хранения грузы должны находиться не долее трех месяцев. За это время органы таможни обязаны произвести проверку груза, изучив его отдельные образцы. Таможенные терминалы не занимаются подготовкой грузов к продаже. Переупаковка последних, их сортировка и дробление на партии – потенциальная работа для коммерческих объектов.
Грузы, которые временно пребывают в
таможенно-логистическом терминале, находятся под ответственным хранением. Риски за целостность и сохранность данной продукции лежат на персонале терминала, в котором они пребывают, поэтому клиент может быть спокоен за свой товар. Для удобства перевозчиков на таможенном терминале работает специальный брокерский отдел, персонал которого может проконсультировать в вопросах таможенного законодательства либо помочь получить необходимую документацию.
Таким образом, таможенные терминалы являются очень важной компонентой всей логистической отрасли, регулирующей основные процессы в области грузоперевозок.