Опубликовано: Март 19, 2019

Государственные испытания новых грузовых автомобилей ГАЗ-52, ГАЗ-53 и ЗИЛ-130

Alexandr Zudin

Опубликовано: 4 февр. 2019 г.

 

Совместные государственные испытания грузовиков новых моделей московского и горьковского заводов прошли в период с января по ноябрь 1961 года и были разделены на два этапа. В ходе первого этапа автомобили прошли эксплуатационные и лабораторно-дорожные испытания, а так же выполнили пробег по маршруту Москва-Оренбург-Ташкент-Москва, "намотав" более 20 000 километров по разным типам дорог, в том числе по грунтовым и горным. На втором этапе, дорожные испытания продолжились уже на шоссе Москва - Горький и Москва-Минск. По итогу испытаний госкомиссия рекомендовала новые семейства автомобилей к постановке на производство, а газовцы сняли получасовой кинофильм, полный внимания к их новым моделям. А еще эту документальную ленту вполне можно назвать приключенческой, созданной на высоком художественном уровне и передающей романтику профессии водитель-испытатель

В любом уголке нашей необъятной страны - от знойных пустынь, до полярного круга, от Балтики до берегов тихого океана, везде можно встретить автомобили с маркой Горьковского и Московского автомобильных заводов.

Грузовики Газ 51 и Зил 164 широко известны в нашей стране и далеко за ее пределами. Более 15 лет сходят они с конвейеров автомобильных заводов. За эти годы их конструкция постоянно совершенствовалась и теперь они успешно проходят 80-100 тыс. км без капитального ремонта. Но, как бы не были сейчас хороши их эксплуатационные показатели, морально эти машины уже устарели. Двигатель слабоват, кабина тесна, кузов маловместителен.

И вот, зимой, 1961 года начались Государственные испытания новых грузовых автомобилей Газ 52, Газ 53 и ЗиЛ 130.

Государственные испытания новых автомобилей, как правило, начинаются с пробеговых. На этот раз все было необычно. Комиссия решила первый этап начать с эксплуатационных испытаний. В Подмосковье, в районе г. Дмитрова, выбрали рядовую автобазу, место за рулем уступили водителям автохозяйства. Знать мнение людей, которые в ближайшее время пересядут за руль новых машин, для нас было очень важно.

За два месяца перевезены тысячи тон грузов и на спидометрах появились первые 6000 км. Самое же главное машины понравились эксплуатационникам. В Апреле дороги очистились от снега и мы перекочевали на 127 км дороги Москва-Ленинград.

Следующий этап - лабораторнно-дорожные испытания. Контрольный расход топлива автомобиля Зил 130 составил на 100 км 26 литров. У Газ 53, он оказался меньше, чем у Газ 51 - 19 литров на 100 км, хотя грузоподъемность нового автомобиля на целую тонну больше.

Если вам предстоит в короткий срок выявить слабые места новой модели организуйте ее испытания на выбитом булыжном шоссе с максимально возможными скоростями. У горьковского моря автомобили катали 5 тыс. км, предусмотренные программой испытаний. Для импортных машин, ходивших для сравнения, этот этап оказался роковым. Булыжник намного открыл нам всем глаза. То, что нам казалось абсолютно прочным, нуждалось в усилении. Не случайно этот участок дороги прозвали дорожным катализатором.

Приведя машины в порядок после этих испытаний, спустя две недели, мы покидали Москву. Впереди длительный пробег по самым неизведанным местам.

Европейская часть страны иссечена сетью бетонированных и асфальтированных дорог. По одой из них - Москва-Куйбышев и начался наш пробег.

Новые автомобили на хороших дорогах могут работать автопоездами Газ 53 с 2 тоннами груза в прицепе, ЗиЛ 130 с 4 мя тоннами. Поэтому расстояние между городами решено пройти с прицепами. Но как часто бывает на испытальных этапах, дорожники побаловали нас не только дорогами 1 и2 категории. 98 км чистейшего проселка, где во всех дорожных справочниках значится магистраль. Полтора ходовых дня и 1100км позади.

Рабочий день киногруппы начался сегодня раньше обычного. Походный лагерь еще крепко спит после вчерашнего форсированного перехода и нам представилась хорошая возможность познакомить вас поближе с новыми автомобилями.

Газ 53 является базовой моделью транспортного автомобиля, с приводом на заднюю ось, грузоподъемностью 3-4 тонны. Это означает, что он может перевозить 3 т. груза по любым видам дорог и 4т. груза по хорошим дорогам.

Современный V-образный, бензиновый двигатель обеспечивает хорошие динамические качества.

Новая четырехступенчатая коробка передач с тремя парами косозубых шестерен постоянного зацепления и синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах облегчает управление автомобилем и снижает шумность работы трансмиссии.

Конструкция промежуточной опоры кардана значительно упрощена, а ее работоспособность повышена.

Удлиненные полу эллиптические рессоры в сочетании с телескопическими амортизаторами, установленными в передней подвеске улучшают плавность хода. Замена рессорных пальцев резиновой подушкой упрощает обслуживание и повышает долговечность передней подвески.

Задний мост имеет штампованную сварную балку коробчатого сечения.

На некоторых автомобилях установлен кулачковый дифференциал, улучшающий проходимость и устойчивость на скользких дорогах. Главная пара с гипоидным зацеплением. Гипоидные шестерни более долговечны и менее шумны в работе.

Вакуумный усилитель тормозов значительно упрощает управление автомобилем.

Вместительный кузов автомобиля снабжен тремя откидывающимися бортами.

Двухместная, цельнометаллическая кабина имеет современный внешний вид. Выпуклое лобовое стекло, отопление, эффективная вентиляция и просторность внутреннего помещения в сочетании с полуавтоматическими указателями поворотов и надежными электрическими стеклоочистителями создают превосходные условия для работы водителя.

Младший представитель нового семейства грузовиков автомобиль Газ 52 широко унифицирован с базовой моделью и отличается от нее меньшей грузоподъемностью до 2,5 тонн и высоко экономичным 6-ти цилиндровым, рядным двигателем, мощностью 82 л.с.

Автомобиль ЗиЛ 130 является основной моделью семейства новых грузовиков, представленной заводом им. Лихачева. В Зависимости от состояния дорог меняется и его грузоподъемность - от 4-х до 5.5 тонн.

Большая площадь остекления кабины, удобное, трехместное сиденье, хорошие шумо и теплоизоляция, простая и надежная вентиляция и отопление, гидроусилитель руля, а также ряд других новшеств, существенно улучшают условия труда водителя.

Восьми цилиндровый V образный, бензиновый двигатель, мощностью 160 л.с обеспечивают автомобилю высокие скоростные и динамические показатели.

Оставив в Куйбышеве прицепы, второй день на легке, стремительно двигаемся на юг по бескрайним просторам Оренбургской области. Преодолеваем приток реки Урал, глубина его летом составляет не более 60 см, поэтому пантонный мост здесь наводят только в период весеннего паводка. Успешно преодолев водную преграду, мы попадаем на Казахскую землю - т.н. на гладкое дно. Весной вода сносит сюда песок, глину, а летом солнце поджаривает дно озера, превращая его в превосходный автодром. Идем с максимальными скоростями. Газ 52 - 83 км/час, Газ 53 - 87 км/час, Зил 130 - 94 км/час.

Пока командор отыскивает правильный маршрут, мы сравнили способности новых автомобилей к разгону. Как оказалась, эта способность почти одинаковая. Для того, чтобы автомобили разогнались на прямой передаче со скорости 15 км/час до 70 км/час необходимо всего лишь одна минута.

Перед нами дорога черных бурь и смерчей. Здесь всегда дуют сильные ветры, до отказа нашпигованные мельчайшими частицами пыли. Мы испытали огромное удовлетворение, потому, что стали свидетелями не уместного, неправдоподобного, ошеломляющего зрелища. Не уместного, потому, что концентрация пыли в воздухе была так велика, что дышать было почти не возможно. Если бы колонна угодила в центр бури, как это случалось ранее, нас бы не спасла герметичность кабин, и кто знает, чем бы все это кончилось.

Пополнив запасы пресной воды, снова в дорогу. Из Аральска в Кзыл арду есть два пути. Первый - по барханным пескам, непроходимым для транспортых автомобилей. Второй, в тихую погоду по прибрежной полосе Аральского моря. Какая программа испытаний может предусмотреть подобный маршрут?

Наивно думая, что нам удалось миновать пустыню, внезапно попадаем в самое пекло, в область сыпучих песков. Температура в тени 42 градуса, двигаемся в основном на первой и второй передачах. Но, как не трудны такие климатические условия, нас радуют температурные режимы работы двигателя и трансмиссии. Водный рацион людей сокращен до минимума - 100 гр. воды на человека через 20 км. пути. В самом центре пустыни, среди сыпучих песков, перед нами неожиданно возник оазис.

Высокие углы въезда 40 градусов и съезда 30 градусов позволяют автомобилям уверенно двигаться по пересеченной местности.

На 16-й день мы разбили небольшой лагерь в близи Ташкента. Пройдено 4000 км. Наша задача - подвести итоги пройденного пути. По секрету скажем, что параллельно с этими испытаниями Горьковский автомобильный завод ведет подготовку к производству автомобиля Газ 53, поэтому нам очень важно, не только выявить дефекты, но и во время сообщить о них на завод.

Дорогу Ташкент-Самарканд иногда называют бульваром пропастей, мы тщательно подготовились к горным испытаниям, т.к. знали, что подъем на шахристанский перевал далеко не легкая задача. Проехали вторую тысячу метров. Нормальная работа автомобиля оценивается по его температурному режиму. Подъем проводим на скорости, чтобы выявить те агрегаты, температура в которых может превышать допустимую. Дистанционные датчики, установленные во всех основных агрегатах позволяют контролировать температуру самым тщательным образом. На высоте 3000 м воздух значительно реже, примерно на 40%. Почувствуют ли это моторы автомобилей - регистрирующие счетчики показывают, что движение, как в низу, так и на перевале идет в основном на третьей и второй передаче - значит все в порядке.

Новые автомобили могут работать в высокогорных условиях!

Два часа спустя, внезапно горы заволокло тучами, поток снега и дождя обрушился на автомобили. На дороге образуются завалы из камней, день уже на исходе, а мы все еще не можем преодолеть первый завал. Всю ночь хлестал ливень и гремела гроза, дорога превращалась в непроходимое живое месиво. Некоторые участки дороги сползали в низ, в ущелье. Мы ожидали чего угодно, только не этого. Только словом ад можно определить, что это такое. Водителям приходилось вести автомобили крайне внимательно и рассчитывать только на удачу. На второй день удалось продвинуться только на 2,5 км. Чем ниже мы спускались, тем следы больших разрушений на дороге представали перед нами. Сколько времени продолжался этот спуск, мы перестали считать. Утром мы брались за лопаты и не выпускали их из рук до темна. Каждый теперь понимал, кто подвергается большим испытаниям - люди или машины.

Спустившись в ущелье, мы оцепенели от увиденного ужаса. Повсюду, на сколько хватало глаз, были чудовищные разрушения. Даже, местные жители, не помнят подобной стихии, за последние 20 лет. Неожиданно, с гор спустилась спасательная партия, доставившая нам продовольствие. Покидая эти места, мы увозили с собой память, о людях живущих в горах суровой, и по-своему, прекрасной жизни - героической и скромной. Трудно отделаться от мысли, что еще нет технических средств, обуздать стихию природы. Отдохнув от этой дороги, мы вернулись в Ташкент, чтобы превести себя и в машины в порядок.

Техническое обслуживание новых автомобилей упрощено и облегчено. Уменьшено количество точек смазки, увеличены сроки ее смены в агрегатах трансмиссии, улучшен доступ к некоторым местам обслуживания и регулировки. Фильтры тонкой и грубой очистки масла заменены одним центробежным фильтром.

Наш обратный маршрут проходил по тем же местам, стой лишь разницей, что был изменен порядок движения. Вместо колонны, машины двигались индивидуально, в зависимости от возможностей. Примерно на пол пути - в одном из тихих уголков Казахстана, по просьбе всех участников, мы остановились на отдых. Ловили рыбу на озере камышлы баш. Рыбацкая страсть побеждает усталость. Поймали рыбы на роскошный ужин для 60 участников нашей экспедиции.

Утром, снова в путь. Двигаемся гораздо быстрее. Свободное движение в сочетании с направлением к дому позволяет довести дневной пробег до 500 км. Хорошая устойчивость новых автомобилей против опрокидывания и заноса даже с прицепами по мокрому асфальту допускает движение со скоростью 80 км/час.

До Горького осталось 40 км. Теперь считайте, что мы уже дома. Но, на этом испытания не окончены. Пока часть автомобилей перевыполняют этап программы накатывают 15000 км на дорогах I и II категории по маршруту Горький- Москва- Минск, под Москвой, на центральной испытательной станции Министерства сельского хозяйства, мы приступили к проверке приспособленности автомобилей для перевозки различных сельскохозяйственных грузов. Сентябрь в нашей полосе - месяц массовой уборки урожая, поэтому, все наши испытания проходили в реальных сельских условиях. Возили молоко в бидонах, силос, картофель, капусту, сено, строительные материалы, скот и птицу. Емкие платформы в 6м3 у Зил 130 и 5,5 м3 у ГАЗ 53 обеспечивают использование полной грузоподъемности новых автомобилей, при перевозке большинства сельскохозяйственных грузов. Работая, целый месяц в деревне, мы убедились, что помимо бортовых машин, сельское хозяйство очень нуждается в новых автомобилях со специальными кузовами, которые будут работать в комплексе с различными погрузчиками сельскохозяйственной продукции. Потому, что там, где эти механизмы отсутствуют, значительная часть транспортного времени тратится не на перевозку груза, а на погрузочные и особенно разгрузочные работы.

Лето, в этом году, выдалось сухое. Только в октябре месяце нам удалось найти подходящее место для испытаний на проходимость. Новые автомобили, имеющие привод только на заднюю ось не должны были отличаться по проходимости от выпускающихся в настоящее время автомобилей Газ 51 и Зил 164. Однако, имея более мощные двигатели и увеличенный дорожный просвет, наличие кулачкового дифференциала, увеличенный размер шин, практически увеличило проходимость новых автомобилей.

Теперь, когда мы познакомили вас с обширной программой государственных испытаний, на выполнение которой нам понадобился почти год, когда вы увидели на экране, как ведут себя новые автомобили в разнообразных дорожных, климатических и эксплуатационных условиях, когда пройденные 40000 км дали полное представление о прочностных качествах машин, можно сказать, что новые грузовые автомобили Газ 52, 53 и ЗиЛ 130 выдержали испытания и государственная комиссия рекомендует их к постановке на производство.

Те замечания и предложения, которые нам удалось собрать во время испытаний дадут возможность учесть их при подготовке к производству.

Вывод и заключение.


Вывод.

Прослушав комментарии к фильму, создается впечатление, что маршрут движения автомобилей не был тщательно проработан ведущими испытаний. Например: «попали на 98 км чистого проселка вместо магистрали». Или: «пока командор отыскивает правильный маршрут» и т.д.

То ли у группы не было точной карты маршрута движения, то ли чтец чего-то не знал, комментируя фильм. Этого можно было бы избежать, предварительно послав на маршрут испытаний один автомобиль с толковым руководителем от экспериментального цеха завода ЗиЛ для составления подробной карты маршрута.

Отсюда и длительность испытаний - растянули на год.

В комментариях очень много общих фраз: «повысилась надежность, работоспособность новых узлов», - до какой степени или до какого пробега по сравнению со старыми моделями.?

Не сказано, какие детали или агрегаты выходили из строя в процессе испытаний и как они заменялись в полевых условиях. Я, сам работал на конвейере ЗиЛ, будучи студентом - производственная практика. Почти каждый день видел, что некоторые автомобили ЗиЛ 130, не могли самостоятельно съехать с ленты конвейера, их выталкивали на руках в специальную зону для доработки. А здесь испытывались опытные образцы, собранные на заводах и без поломок в таком пробеге явно не обойтись.

Много лирики, уделяемой описании погоды, природы, дорожным условиям, в конце фильма. О техники очень мало слов. Ведь это не художественный фильм, а технический.

Заключение. Фильм не представляет интерес автомобильным специалистам. Почему фильм, так поздно выпущен на обозрение широкой публике - февраль 2019 года?

Да и завод ЗиЛ, уже давно прекратил свое существование.

ГАЗ мучается с моделями Некст.




От: YriyKurilo,  



самосвалы / грузовой форум
модельный ряд DAF Trucks NV / грузовые автозаводы / модельный ряд IVECO






Скрыть комментарии (отзывы) (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Новые 5-тонные ГАЗели Некст и 22-местные автобусы на их базе поступили в продажу!Тягач DAF 105 XF 460 6x2 »

Форум - Грузовики, девушки, грузоперевозки -  у них много общего!

Самые популярные разделы

Магистральные тагачи
Дорожные самосвалы
 Автовышки
Грузовые автофургоны

 
- Тягачи - Самосвалы - Автовышки- Автофургоны
 Если вас интересуют вопросы:  продажа запчастей для китайских грузовиков, купить китайские самосвалы,  доставка сборных грузов и другие, или вы хотите создать тендер на грузоперевозки, то вам сюда >>