Опубликовано: Январь 17, 2012
Управление автопоездом в различных режимах движения Квалифицированное вождение автопоезда - основное условие работы без аварий. При соблюдении правил управления автопоездом увеличивается среднетехническая скорость его движения, более экономно расходуется топливо, увеличивается срок службы и повышается эффективность использования подвижного состава. Начало движения. Движение автопоезда необходимо начинать плавно, без рывков только после прогрева двигателя до температуры не менее 70° С. Резкое трогание или тро-гание рывками приведет к пробуксовке колес автомобиля-тягача, износу шин, перерасходу топлива, а в отдельных случаях к поломке деталей трансмиссии или тягово-сцепных устройств. Резкое трогание с места на заснеженных, обледенелых или заболоченных участках дороги вызывает буксование колес.
Трогать с места груженый автопоезд можно только на первой передаче, а по мере разгона переключать последующие передачи плавным перемещением рычага. Переключая передачи, следует немного задержать рычаг в нейтральном положении, а затем плавно увеличивать давление на рычаг до полного включения синхронизатора. При трогании автопоезда на подъемах сцепление следует включать немного раньше полного растормаживания автопоезда. Хотя коробки передач автомобилей-тягачей МАЗ и КамАЗ имеют синхронизаторы, однако для увеличения срока их службы рекомендуется переходить с высшей передачи на низшую в следующем порядке: выключить сцепление, перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение, включить сцепление и, кратковременно нажав на педаль управления подачей топлива, одновременно отпустить ее и выключить сцепление. Переместив рычаг переключения передач, включить требуемую передачу, после чего плавно включить сцепление и нажать педаль управления подачей топлива. При переходе со второй передачи на первую следует дважды выключать сцепление с кратковременным нажатием на педаль управления подачей топлива. Невыполнение этого правила приведет к повышенному износу или поломке зубьев шестерен. Задний ход можно включать только после полной остановки автопоезда. При трогании с места сочлененного автобуса давление масла в системе смазки двигателя должно быть 0,08-0,1 МПа, а давление воздуха в тормозной системе-не менее 0,5 МПа. Первую передачу и передачу заднего хода необходимо включать только при неподвижном автобусе. Движение. Движение автопоезда должно быть равномерным, без резких торможений и рывков. Скорость движения должна соответствовать дорожным условиям. Движение с повышенной скоростью по неровной выбитой дороге недопустимо. В пути водитель должен постоянно следить за характером движения прицепа (полуприцепа). Виляние, подергивание и увод прицепа (полуприцепа) свидетельствуют об износе седельно-сцепного устройства или ходовой части прицепного подвижного состава. На неравномерность движения прицепа большое влияние оказывает также неравномерное распределение груза по площади платформы. Причинами увода прицепа (полуприцепа) могут быть недостаточное давление в шинах и неравномерный их износ. Если полуприцеп имеет большую боковую поверхность, его увод может быть вызван сильным боковым ветром. Как уже упоминалось, маневренность автопоезда значительно хуже, чем маневренность одиночного автомобиля. При повороте автопоезда колеса автомобиля-тягача и прицепа (полуприцепа) проходят путь с различными радиусами поворота, и прицеп смещается ближе к центру поворота. Поэтому на повороте всегда существует опасность столкновения со встречным транспортным средством или съезда в кювет при движении у внутренней обочины. Следовательно, выполняя поворот на автопоезде, водитель должен учитывать его длину и так рассчитывать путь качения передних колес автомобиля-тягача, чтобы задние колеса прицепа не попали на полосу встречного движения, в кювет или на тротуар. На поворотах (особенно на крутых) и на скользком дорожном покрытии возникает опасность заноса и опрокидывания автопоезда. Поэтому скорость автопоезда на поворотах должна быть значительно ниже, чем скорость одиночного автомобиля, и выполнять повороты следует плавно, не допуская рывков. Движение автопоезда задним ходом довольно сложно и требует от водителя значительных практических навыков. Чтобы облегчить движение задним ходом, многие прицепы снабжены стопорными устройствами поворотной тележки. Однако в большинстве случаев разворот автопоезда следует выполнять без применения заднего хода. Торможение. Поскольку автопоезд имеет большие габариты и значительную массу, затормозить его сложнее, чем одиночный автомобиль. Перед торможением необходимо заранее снизить скорость движения. Тормозить необходимо плавно и преимущественно на прямолинейных участках движения автопоезда. Тормозной путь автопоезда значительно длиннее, чем у одиночного автомобиля, поэтому водитель автопоезда должен уметь рассчитывать момент начала торможения и его интенсивность. Резкое торможение недопустимо, поскольку оно сопровождается сильными толчками прицепного подвижного состава, которые могут вызвать не только занос автопоезда, но и привести к поломке автомобиля-тягача и прицепа. В том случае, когда при торможении происходит занос прицепа, необходимо плавно увеличить скорость, выровнять автопоезд, а затем снова начать торможение. Резкое торможение автопоезда допустимо только в самых исключительных случаях для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. На неровных участках дороги тормозить не рекомендуется, их нужно преодолевать накатом или при выключенном сцеплении. Особенно велика опасность заноса прицепа и складывания автопоезда на повороте. Чтобы этого не произошло, при прохождении поворота скорость автопоезда должна быть постоянной. Уменьшать частоту вращения коленчатого вала и тормозить нельзя. Для повышения устойчивости автопоезда при торможении тормоза прицепа регулируют таким образом, чтобы его колеса затормаживались несколько раньше, чем колеса автомобиля-тягача. Такая регулировка исключает «подталкивание» автомобиля-тягача прицепом и способствует уменьшению тормозного пути автопоезда. Остановка. Правила остановки автопоезда те же, что и остановки одиночного автомобиля. Однако торможение автопоезда должно быть более плавным. При остановке автопоезда на подъеме (или уклоне) незначительной крутизны тягач и прицеп необходимо затормозить стояночным тормозом, а при остановке на крутом подъеме под колеса автопоезда установить упоры.
От: marc,  
самосвалы /
грузовой форум
модельный ряд DAF Trucks NV / грузовые автозаводы / модельный ряд IVECO
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|